Четверг, 28.03.2024, 16:36
Литературно-художественный и публицистический журнал
Главная | Мой профиль | Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
АНОНС [3]
номера журналов
АРХИВ [0]
Номера журналов
[25.06.2015]
Книга-антология ИСТОКИ (0)
[30.03.2013][АНОНС]
Истоки №21 (6)
[30.09.2012][АНОНС]
ИСТОКИ №20 (14)
[15.04.2012][АНОНС]
Литературно-художественный журнал "ИСТОКИ"№19 (11)
Поиск




Сайт поэта. Жмите на картинку и заходите



Конкурсы, конкурсы, конкурсы!

Или шоуменизм от «МУЗЫ»

Все мы тщеславны. Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь  Пастернак, по-моему, слегка лукавил, утверждая, что "Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура - радоваться успеху своего дела  и исключений здесь  природа-матушка не заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: "тонкой струной тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди - современные "шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.

Полистайте любое издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей рубрики "Конкурс!”                               

Предосудительного здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в творчестве, получить профессиональную оценку.

И потому-то многие поэты, прозаики, и опытные, и  молодые, особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на  поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то, что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу. Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал настоящую цену своему творчеству.

И засветились, загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.

И вскоре Олимп уже не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр  Пушкин с  Вильямом Шекспиром! Как им там?

И захотелось мне почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных строк.

Андрей Чернов - номинант конкурса "Золотая строфа”:

Ну, вот и снег. Пушистый странник.

 Пожмет озябшую ладонь.

 Привычно вывернет карманы

 Уже немодного пальто.

Ему легко! А я, несмелый,

 Повыше ворот задеру.

 А белый снег, дитя метели,

 Шагает гордо по двору.

"Пушистый странник”- неплохой образ. Только не понятно, как  он (снег) выворачивает карманы? Он что - карманный вор?.  Да и "ладонь” как-то слабо рифмуется с "пальто”.

 

Тимур Зульфикаров - победитель конкурса Эльдара Ахадова "Озарение”:

Если тебе снится звёздное алмазное небо.

Вот закроешь устало глаза –

и в алмазах текут полыхают несметно Плеяды

Значит скоро умрёшь ты обрадованный

И пойдёшь по млечным дорогам

И будешь блаженно пылить

на звездных, осыпчивых звездных тропах...

Может это и гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.

Марина Матвеева - победитель международного  Большого поэтического конкурса  "Серебряный стрелец 2011” (2-я премия):

Мир мой — мулета. Что моря рассветного

 взволн пред глазами!

 (Что там за нею за вошь несусветная?..)

 ...Жарко лобзанье

глаза и красного, сердца — и — красного!

 Лучшего цвета!

 (Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая

 там, за мулетой?

 Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца...)

 Солнце — не пара

зеркалу!

 Мир мой — без меры! Не смеркнется

 и под ударом...

шпаги???

 Ты это о жальце комарием?

 И не задето!

 Мир мой — о, море! о, красное марево!..

                                                            ...лучшего...

                                                                       ...цвета…

Экстр авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за "взволн” пред глазами - глагол или имя существительное? А "несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от зеркала?  Весьма своеобразный, я бы даже сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня   трижды лауреат конкурса "Серебряный стрелец” Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу - это не Новелла Матвеева. И  приведённые  строки петь не хочется.

И расхотелось мне читать конкурсные творения. Нет,  есть там кое-что и даже очень талантливое. И  классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им, несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным украшением, эмблемой этих конкурсов.

И, всё-таки, какими бы высокими  не были рекламные статусы проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч, но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует  профессиональный статус участника конкурса. За плату сразу же определят в номинанты  и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и организаторам на хлеб с маслом.  И только читателю не всегда в радость   знакомство с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей литературы.  


Старая сказка на новый лад,

или про поэтов-путешественников

-Поздравь меня, дорогой, - услышал я радостный голос приятеля-литератора из  Урюпинска Славолюбова. - Меня напечатали сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И даже в одном международном.

-Рад за тебя, коллега! А что именно напечатали? Что-то новенькое?

-Да нет. Ну, ты читал. Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».

Я поднатужил свою память, мысленно перебирая в ней книги и книжечки, подаренные мне поэтами и писателями за последние годы, и невольно потянулся к книжной полке, где в разношёрстных обложках, преимущественно мягких, дружно в ряд и в лёжку почивали бессмертные труды моих  близко знакомых и не очень литераторов. И, наконец-то, выдернул из стопки тоненькую серенькую  книжечку: «Иван Славолюбов. «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».

Полистал. Славолюбовская трактовка известной народной сказки была весьма забавной. И написано вполне профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте присутствовали. И по современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг представил такую картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий – та же сказка про волка. Тут уж невольно  или волком взвоешь, или заблеешь козлёночком.

И это не выдумка. 

Передо мной четыре очень уважаемые мной печатных издания за 2011 год:  литературно-исторический журнал «Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р. Державина литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские, зори» (Тула), литературно-художественный альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и литературный альманах «Новый Енисейский литератор» (Красноярск).

Открываю «Великороссъ» на 151- стр.:  Поэзия. Иннокентий Медведев: «Тревожные струны души». На 177- стр. «Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий Медведев. «Тревожные струны души». В альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский литератор» подборки стихов автора И.Медведева уже без общего заголовка, но стихи всё те же - про тревожные струны души. «Наверное, что-то из ряда вон сверхталантливое, раз все эти издания, не сговариваясь, печатают этого  автора», - подумал я. Вчитываюсь в строки ведущего стихотворения подборки:

СТОНЫ

Слышишь стоны, тяжёлые стоны,

Это стонет от бед наших Русь.

В унисон им церковные звоны,

В них веками заложена грусть.

Эти стоны вчера простонали,

Понесли их с собой журавли.

Стоны скорби и стоны печали,

Они рядом и где-то вдали.

Лишь душевно-глухой не услышит,

Не увидит, как горбится Русь,

Как со стоном прерывисто дышит

Безутешно душевная грусть.

Сразу приходят на ум некрасовские строки из школьной программы:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

И так далее… Не буду цитировать полностью это классическое стихотворение великого русского поэта Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя бы в школе.

Ничего нового, неординарного автор в этой теме, сюжете стиха не открыл, не переплюнул, так сказать, Николая Алексеевича. И получилось не очень удачное подражание классику. Есть, конечно, в подборке стихи, строки, на которые может отозваться душа читателя, к примеру, в стихотворении «Деревня Банщиково» о затопленной малой родине. Но мало-мальски какого-то поэтического открытия своего видения образа необычным, незатасканным словом вы здесь не найдёте. Посредственные стихи. Такие пишут у нас  тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые даже становятся лауреатами модных нынче Международных поэтических конкурсов. И публикуются в международных журналах. И звания эти порой служат авторам визитной карточкой для прохода в печатные и электронные журналы. Потому, что редакторы иногда, познакомившись с обширной звёздной автобиографией очередного литератора, уже не так внимательно вчитываются в предоставленные литераторами тексты, а зачастую в спешке верстания номера доверяются автору. Это я знаю, испытал на собственном опыте. Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный номер и начинаю вдруг костерить себя последними словами за невнимательность. Но, как говорится, поезд уже ушёл.

Поэтому я не сильно удивился обильно выпавшему печатному дождю на голову литератору из Урюпинска. Скорее удивился его расторопности, неуёмной энергии в продвижении и в обессмертивании своих литературных трудов. И что характерно: многие, поэты, прозаики нынешнего столетия солидную часть своего творческого времени отдают пристройке творений в издания. И не за ради гонорара: этот термин давно канул в прошлое, а молодым неведом совсем. Некоторые авторы сами готовы раскошелиться, чтобы издать свои труды. Всем же хочется быть, стать известным хотя бы во своя Руси. А как тут прославишься широко, если тиражи такие мизерные? Вот и спешат-торопятся  поэты и прозаики, лирики и трагики, юмористы и  породисты из одного издания в другое, не задумываясь, какой след оставляют. Лишь бы оставить. Наследить*.

НАСЛЕДИТЬ* где или на чём, натоптать следов, набегать. По наследкам дело знать. В.И.Даль.

Сергей Прохоров -

главный редактор журнала «Истоки»,
член Международной Федерации русскоязычных писателей.

 


.





Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Партнёры 

Российский Писатель

Литературная газета



"ИСТОКИ" - журнал писателя Сергея ПРОХОРОВА,

члена Международной Федерации русскоязычных писателей

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz