Конкурсы, конкурсы, конкурсы!
Или шоуменизм от «МУЗЫ»
Все мы тщеславны. Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь Пастернак, по-моему, слегка лукавил, утверждая, что "Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура - радоваться успеху своего дела и исключений здесь природа-матушка не заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: "тонкой струной тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди - современные "шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.
Полистайте любое издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей рубрики "Конкурс!”
Предосудительного здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в творчестве, получить профессиональную оценку.
И потому-то многие поэты, прозаики, и опытные, и молодые, особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то, что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу. Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал настоящую цену своему творчеству.
И засветились, загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.
И вскоре Олимп уже не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр Пушкин с Вильямом Шекспиром! Как им там?
И захотелось мне почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных строк.
Андрей Чернов - номинант конкурса "Золотая строфа”:
Ну, вот и снег. Пушистый странник.
Пожмет озябшую ладонь.
Привычно вывернет карманы
Уже немодного пальто.
Ему легко! А я, несмелый,
Повыше ворот задеру.
А белый снег, дитя метели,
Шагает гордо по двору.
"Пушистый странник”- неплохой образ. Только не понятно, как он (снег) выворачивает карманы? Он что - карманный вор?. Да и "ладонь” как-то слабо рифмуется с "пальто”.
Тимур Зульфикаров - победитель конкурса Эльдара Ахадова "Озарение”:
Если тебе снится звёздное алмазное небо.
Вот закроешь устало глаза –
и в алмазах текут полыхают несметно Плеяды
Значит скоро умрёшь ты обрадованный
И пойдёшь по млечным дорогам
И будешь блаженно пылить
на звездных, осыпчивых звездных тропах...
Может это и гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.
Марина Матвеева -
победитель международного Большого
поэтического конкурса "Серебряный
стрелец
Мир мой — мулета. Что моря рассветного
взволн пред глазами!
(Что там за нею за вошь несусветная?..)
...Жарко лобзанье
глаза и красного, сердца — и — красного!
Лучшего цвета!
(Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая
там, за мулетой?
Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца...)
Солнце — не пара
зеркалу!
Мир мой — без меры! Не смеркнется
и под ударом...
шпаги???
Ты это о жальце комарием?
И не задето!
Мир мой — о, море! о, красное марево!..
...лучшего...
...цвета…
Экстр авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за "взволн” пред глазами - глагол или имя существительное? А "несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от зеркала? Весьма своеобразный, я бы даже сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня трижды лауреат конкурса "Серебряный стрелец” Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу - это не Новелла Матвеева. И приведённые строки петь не хочется.
И расхотелось мне читать конкурсные творения. Нет, есть там кое-что и даже очень талантливое. И классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им, несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным украшением, эмблемой этих конкурсов.
И, всё-таки, какими бы высокими не были рекламные статусы проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч, но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует профессиональный статус участника конкурса. За плату сразу же определят в номинанты и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и организаторам на хлеб с маслом. И только читателю не всегда в радость знакомство с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей литературы.
Старая сказка на новый лад,
или про поэтов-путешественников
-Поздравь меня, дорогой, - услышал я радостный голос приятеля-литератора из Урюпинска Славолюбова. - Меня напечатали сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И даже в одном международном.
-Рад за тебя, коллега! А что именно напечатали? Что-то новенькое?
-Да нет. Ну, ты читал. Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Я поднатужил свою память, мысленно перебирая в ней книги и книжечки, подаренные мне поэтами и писателями за последние годы, и невольно потянулся к книжной полке, где в разношёрстных обложках, преимущественно мягких, дружно в ряд и в лёжку почивали бессмертные труды моих близко знакомых и не очень литераторов. И, наконец-то, выдернул из стопки тоненькую серенькую книжечку: «Иван Славолюбов. «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Полистал. Славолюбовская трактовка известной народной сказки была весьма забавной. И написано вполне профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте присутствовали. И по современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг представил такую картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий – та же сказка про волка. Тут уж невольно или волком взвоешь, или заблеешь козлёночком.
И это не выдумка.
Передо мной четыре очень уважаемые мной печатных издания за 2011 год: литературно-исторический журнал «Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р. Державина литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские, зори» (Тула), литературно-художественный альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и литературный альманах «Новый Енисейский литератор» (Красноярск).
Открываю «Великороссъ» на 151- стр.: Поэзия. Иннокентий Медведев: «Тревожные струны души». На 177- стр. «Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий Медведев. «Тревожные струны души». В альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский литератор» подборки стихов автора И.Медведева уже без общего заголовка, но стихи всё те же - про тревожные струны души. «Наверное, что-то из ряда вон сверхталантливое, раз все эти издания, не сговариваясь, печатают этого автора», - подумал я. Вчитываюсь в строки ведущего стихотворения подборки:
СТОНЫ
Слышишь стоны, тяжёлые стоны,
Это стонет от бед наших Русь.
В унисон им церковные звоны,
В них веками заложена грусть.
Эти стоны вчера простонали,
Понесли их с собой журавли.
Стоны скорби и стоны печали,
Они рядом и где-то вдали.
Лишь душевно-глухой не услышит,
Не увидит, как горбится Русь,
Как со стоном прерывисто дышит
Безутешно душевная грусть.
Сразу приходят на ум некрасовские строки из школьной программы:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
И так далее… Не буду цитировать полностью это классическое стихотворение великого русского поэта Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя бы в школе.
Ничего нового, неординарного автор в этой теме, сюжете стиха не открыл, не переплюнул, так сказать, Николая Алексеевича. И получилось не очень удачное подражание классику. Есть, конечно, в подборке стихи, строки, на которые может отозваться душа читателя, к примеру, в стихотворении «Деревня Банщиково» о затопленной малой родине. Но мало-мальски какого-то поэтического открытия своего видения образа необычным, незатасканным словом вы здесь не найдёте. Посредственные стихи. Такие пишут у нас тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые даже становятся лауреатами модных нынче Международных поэтических конкурсов. И публикуются в международных журналах. И звания эти порой служат авторам визитной карточкой для прохода в печатные и электронные журналы. Потому, что редакторы иногда, познакомившись с обширной звёздной автобиографией очередного литератора, уже не так внимательно вчитываются в предоставленные литераторами тексты, а зачастую в спешке верстания номера доверяются автору. Это я знаю, испытал на собственном опыте. Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный номер и начинаю вдруг костерить себя последними словами за невнимательность. Но, как говорится, поезд уже ушёл.
Поэтому я не сильно удивился обильно выпавшему печатному дождю на голову литератору из Урюпинска. Скорее удивился его расторопности, неуёмной энергии в продвижении и в обессмертивании своих литературных трудов. И что характерно: многие, поэты, прозаики нынешнего столетия солидную часть своего творческого времени отдают пристройке творений в издания. И не за ради гонорара: этот термин давно канул в прошлое, а молодым неведом совсем. Некоторые авторы сами готовы раскошелиться, чтобы издать свои труды. Всем же хочется быть, стать известным хотя бы во своя Руси. А как тут прославишься широко, если тиражи такие мизерные? Вот и спешат-торопятся поэты и прозаики, лирики и трагики, юмористы и породисты из одного издания в другое, не задумываясь, какой след оставляют. Лишь бы оставить. Наследить*.
НАСЛЕДИТЬ* где или на чём, натоптать следов, набегать. По наследкам дело знать. В.И.Даль.
Сергей Прохоров -