Конкурсы, конкурсы, конкурсы! Или шоуменизм от «МУЗЫ»
Все мы тщеславны.
Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь Пастернак, по-моему, слегка лукавил,
утверждая, что "Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура -
радоваться успеху своего дела и
исключений здесь природа-матушка не
заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: "тонкой струной
тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди - современные
"шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.
Полистайте любое
издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей
рубрики "Конкурс!”
Предосудительного
здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в
творчестве, получить профессиональную оценку.
И потому-то многие
поэты, прозаики, и опытные, и молодые,
особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то,
что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу.
Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал
настоящую цену своему творчеству.
И засветились,
загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.
И вскоре Олимп уже
не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там
поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр Пушкин с
Вильямом Шекспиром! Как им там?
И захотелось мне
почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных
строк.
Андрей Чернов -
номинант конкурса "Золотая строфа”:
Ну, вот и снег.
Пушистый странник.
Пожмет озябшую ладонь.
Привычно вывернет карманы
Уже немодного пальто.
Ему легко! А я,
несмелый,
Повыше ворот задеру.
А белый снег, дитя метели,
Шагает гордо по двору.
"Пушистый странник”-
неплохой образ. Только не понятно, как
он (снег) выворачивает карманы? Он что - карманный вор?. Да и "ладонь” как-то слабо рифмуется с
"пальто”.
Тимур Зульфикаров -
победитель конкурса Эльдара Ахадова "Озарение”:
Если тебе снится
звёздное алмазное небо.
Вот закроешь устало
глаза –
и в алмазах текут
полыхают несметно Плеяды
Значит скоро умрёшь
ты обрадованный
И пойдёшь по млечным
дорогам
И будешь блаженно
пылить
на звездных,
осыпчивых звездных тропах...
Может это и
гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.
Марина Матвеева -
победитель международного Большого
поэтического конкурса "Серебряный
стрелец 2011”
(2-я премия):
Мир мой — мулета.
Что моря рассветного
взволн пред глазами!
(Что там за нею за вошь несусветная?..)
...Жарко лобзанье
глаза и красного,
сердца — и — красного!
Лучшего цвета!
(Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая
там, за мулетой?
Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца...)
Солнце — не пара
зеркалу!
Мир мой — без меры! Не смеркнется
и под ударом...
шпаги???
Ты это о жальце комарием?
И не задето!
Мир мой — о, море! о, красное марево!..
...лучшего...
...цвета…
Экстр
авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за "взволн” пред глазами -
глагол или имя существительное? А "несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от
зеркала? Весьма своеобразный, я бы даже
сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня трижды лауреат конкурса "Серебряный стрелец”
Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу - это не Новелла
Матвеева. И приведённые строки петь не хочется.
И расхотелось мне
читать конкурсные творения. Нет, есть
там кое-что и даже очень талантливое. И
классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им,
несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные
звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным
украшением, эмблемой этих конкурсов.
И, всё-таки, какими
бы высокими не были рекламные статусы
проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен
шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч,
но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует профессиональный статус участника конкурса.
За плату сразу же определят в номинанты
и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и
организаторам на хлеб с маслом. И только
читателю не всегда в радость знакомство
с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей
литературы.
Старая
сказка на новый лад,
или про
поэтов-путешественников
-Поздравь меня, дорогой, -
услышал я радостный голос приятеля-литератора из Урюпинска Славолюбова. - Меня напечатали
сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И даже в одном
международном.
-Рад за тебя, коллега! А что
именно напечатали? Что-то новенькое?
-Да нет. Ну, ты читал.
Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Я поднатужил свою память,
мысленно перебирая в ней книги и книжечки, подаренные мне поэтами и писателями
за последние годы, и невольно потянулся к книжной полке, где в разношёрстных
обложках, преимущественно мягких, дружно в ряд и в лёжку почивали бессмертные
труды моих близко знакомых и не очень
литераторов. И, наконец-то, выдернул из стопки тоненькую серенькую книжечку: «Иван Славолюбов. «Старая сказка на
новый лад про волка и семерых козлят».
Полистал. Славолюбовская
трактовка известной народной сказки была весьма забавной. И написано вполне
профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте присутствовали. И по
современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг представил такую
картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на новый лад про волка
и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий – та же сказка про
волка. Тут уж невольно или волком
взвоешь, или заблеешь козлёночком.
И это не выдумка.
Передо мной четыре очень
уважаемые мной печатных издания за 2011 год:
литературно-исторический журнал «Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р.
Державина литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские,
зори» (Тула), литературно-художественный альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и
литературный альманах «Новый Енисейский литератор» (Красноярск).
Открываю «Великороссъ» на
151- стр.: Поэзия. Иннокентий Медведев:
«Тревожные струны души». На 177- стр. «Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий
Медведев. «Тревожные струны души». В альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский
литератор» подборки стихов автора И.Медведева уже без общего заголовка, но
стихи всё те же - про тревожные струны души. «Наверное, что-то из ряда вон
сверхталантливое, раз все эти издания, не сговариваясь, печатают этого автора», - подумал я. Вчитываюсь в строки
ведущего стихотворения подборки:
СТОНЫ
Слышишь стоны, тяжёлые стоны,
Это стонет от бед наших Русь.
В унисон им церковные звоны,
В них веками заложена грусть.
Эти стоны вчера простонали,
Понесли их с собой журавли.
Стоны скорби и стоны печали,
Они рядом и где-то вдали.
Лишь душевно-глухой не
услышит,
Не увидит, как горбится Русь,
Как со стоном прерывисто
дышит
Безутешно душевная грусть.
Сразу приходят на ум
некрасовские строки из школьной программы:
Выдь на Волгу: чей стон
раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней
зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
И так далее… Не буду
цитировать полностью это классическое стихотворение великого русского поэта
Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя бы в школе.
Ничего нового, неординарного
автор в этой теме, сюжете стиха не открыл, не переплюнул, так сказать, Николая
Алексеевича. И получилось не очень удачное подражание классику. Есть, конечно,
в подборке стихи, строки, на которые может отозваться душа читателя, к примеру,
в стихотворении «Деревня Банщиково» о затопленной малой родине. Но мало-мальски
какого-то поэтического открытия своего видения образа необычным, незатасканным
словом вы здесь не найдёте. Посредственные стихи. Такие пишут у нас тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые
даже становятся лауреатами модных нынче Международных поэтических конкурсов. И
публикуются в международных журналах. И звания эти порой служат авторам
визитной карточкой для прохода в печатные и электронные журналы. Потому, что
редакторы иногда, познакомившись с обширной звёздной автобиографией очередного
литератора, уже не так внимательно вчитываются в предоставленные литераторами
тексты, а зачастую в спешке верстания номера доверяются автору. Это я знаю,
испытал на собственном опыте. Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный
номер и начинаю вдруг костерить себя последними словами за невнимательность.
Но, как говорится, поезд уже ушёл.
Поэтому я не сильно удивился
обильно выпавшему печатному дождю на голову литератору из Урюпинска. Скорее
удивился его расторопности, неуёмной энергии в продвижении и в обессмертивании
своих литературных трудов. И что характерно: многие, поэты, прозаики нынешнего
столетия солидную часть своего творческого времени отдают пристройке творений в
издания. И не за ради гонорара: этот термин давно канул в прошлое, а молодым
неведом совсем. Некоторые авторы сами готовы раскошелиться, чтобы издать свои
труды. Всем же хочется быть, стать известным хотя бы во своя Руси. А как тут
прославишься широко, если тиражи такие мизерные? Вот и спешат-торопятся поэты и прозаики, лирики и трагики, юмористы
и породисты из одного издания в другое,
не задумываясь, какой след оставляют. Лишь бы оставить. Наследить*.
НАСЛЕДИТЬ* где или на чём,
натоптать следов, набегать. По наследкам дело знать. В.И.Даль.
Сергей Прохоров - главный редактор журнала «Истоки», член Международной Федерации русскоязычных писателей.
.
|