Четверг, 28.03.2024, 19:39
Литературно-художественный и публицистический журнал
Главная | Мой профиль | Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
К 115-летию Сергея Есенина [1]
Номера журналов
[25.06.2015]
Книга-антология ИСТОКИ (0)
[30.03.2013][АНОНС]
Истоки №21 (6)
[30.09.2012][АНОНС]
ИСТОКИ №20 (14)
[15.04.2012][АНОНС]
Литературно-художественный журнал "ИСТОКИ"№19 (11)
Поиск




Сайт поэта. Жмите на картинку и заходите



Главная » Статьи » Юбилей на Парнасе » К 115-летию Сергея Есенина

В категории материалов: 1
Показано материалов: 1-1

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам


ЖИВЁТ В СТИХАХ НЕВЕДОМАЯ СИЛА

     4 октября (21 сентября по старому стилю) литературный мир отмечает день рождения величайшего русского поэта Сергея Есенина. Я не ошибся, сказав, "величайшего”. Таким назвал его еще в свое время Алексей Толстой. А Максим Горький, послушав однажды выступление Есенина на одном из литературных вечеров в Берлине, написал потом: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувств, такой совершенной выразительностью. Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком».
     Александр Серафимович писал о Есенине, что он художник «с огромной интуицией», обладал «чудовищной» способностью изображения тончайших переживаний, «самых интимных», что оставленное им наследство -«чудесно».
     А вот что пишет в своих воспоминаниях о Есенине В. И. Качалов: «До ранней весны 1925 года я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, об его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его люблю давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них, кажется, в 1917 году в каком-то журнале. И потом во время моих скитаний по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой - в американском чемодане - горсточку родной земли. Так явственно сладко и горько пахло от них родной землей».
     Любовь читателей к Есенину, его популярность невозможно сравнить с популярностью любого другого поэта. Сегодня немыслимо вообразить человека, которому было бы неведомо его имя, а иные стихотворные строки поэта сызмальства помнятся каждым. И строки эти озаряют душу человека каким-то особым, тайным и тихим светом. В стихах Есенина, в его воздействии на читателя, пользуясь словами Гоголя, живет «неведомая сила, свидетель истинно растроганного внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии». Тайна воздействия на человеческие сердца поэтическим словом нашла в Есенине нового, исключительного по силе и умению владеть этим свойством мастера.
     «Вот уж чьи стихи ни в кого насильно не впихивали, как рыбий жир в касторку. Он словно был не для школы, не для учителей литературы. Простой, как чудо, он не требовал ни пристального изучения, ни скрупулёзных комментариев и без всякой литературоведческой помощи был удостоен всенародной любви. Его знают наизусть и дети, и старики. Может быть, более искушённые читатели предпочитали ему Пастернака или Мандельштама, но никто из поэтов ХХ века не был так популярен», - писал Владимир Корнилов.
     Уже ранние стихи Есенина в петроградских журналах, первая книга «Радуница», опубликованная в 1916 году, стали литературным событием. Читатели как бы впервые увидели, «скирды солнца в водах лонных», узнали, «как льется по равнинам березовое молоко», услышали шепот сосняка, почувствовали «запах меда от невинных рук». Природа у него в первозданной свежести, трепещущая, с неповторимыми красками, звуками, запахами. Она неотделима от переживаний поэта, бережно вплетена в прозрачную ткань его лирики. Каждое живое существо, деревья, травы, цветы - с ним в родстве, поверяют ему свои тайны, а он им - свои.
     Однако долгое время над поэзией Есенина нависало хмурое облако «изморози и мглы. Были годы, когда близорукие, а то и просто бесчестные литературные критики пытались очернить его имя. Они изображали его в личине певца кондовой патриархальщины и безнадежного упадничества. По их «мудрым» прикидкам, Есенину выпала самая что ни на есть недобрая карта. Один из них утверждал в 1933 году: «Чем большие успехи будут делать наши колхозы, тем быстрее будет уходить Есенин вдаль. Сплошная коллективизация как органический процесс и индивидуалистическая песнь Есенина - антиподы».
     Как же посмеялось время над незадачливым «прорицателем»!
     Сменилось не одно поколение, прошедшие десятилетия во многом изменили и перестроили облик его читателей, а стихи Есенина ни на грань не утратили в их глазах своего обаяния.
     Истоки непреходящей любви к поэзии Есенина в его собственной и необычайной любви ко всему живому: цветку, человеку, зверю. Животные в его стихах думают, видят сны, страдают и плачут, как люди:


Спит медведиха, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей,
("Пo лесу леший кричит на сову”)
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Оказался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех.
Покатились глаза собачьи
Золотистыми звездами в снег.
("Песня о собаке”)


     Мировосприятие Есенина с самых ранних лет в тесном общении с природой. Сквозь нее молодой стихотворец постигал и сложность бытия, и превратности человеческих судеб, и жизнь собственной души. Уже первое опубликованное Есениным стихотворение обнаружило замечательную способность его поэтического зрения. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине и, главное, в признаках неторопливой, но вечной, нетленной, беспрерывно обогащающей себя жизни:


Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром,
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
A заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
("Береза”)


     Или ещё более ранние стихи. Помните:


Там, где капустные грядки
Красной водой наливает восход,
Клененочек маленькой матке
Зеленое вымя сосет.
А вот как образно юный поэт описал зиму:
Пoёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А no двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как дети сиротливые,
Прижались у окна.


     А кто не помнит самое знаменитое из юношеских стихотворений Есенина, написанное им в 14 лет:


Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется, на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру на кольцо дорог.
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.


     Последующие стихи молодого поэта явили собой целый каскад художественных открытий. Природа в стихах юноши зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и простотой:


Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
(«Я пастух - мои палаты”...:) Или:
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам, -
Рыжий ласковый осленок.
(«Сохнет стаявшая глина»)


     Есенин не только наблюдал, но и глубоко переживал явления природы, умом и чувством он стремился проникнуть в глубокие тайны ее. Он говорил: 


Понятен мне земли глагол,
Нo не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету...
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
( "Душа грустит о небесах”)


     Но особенно близки и понятны нам стихи Есенина о любви к России, к родному краю, к деревенскому укладу жизни:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос не скошенный,
Лес да монастырь...

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

     Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, искренность и правдивость. Они являются для нас не только источником душевной радости, предметом эстетического наслаждения. В их основе большая нравственная сила, высокая человечность.


Подготовил материал
Сергей ПРОХОРОВ

На картине: Сергей Есенин работы художника Виктора Псарёва.

К 115-летию Сергея Есенина | Просмотров: 1243 | Добавил: ictoc | Дата: 12.10.2010 | Комментарии (1)

Партнёры 

Российский Писатель

Литературная газета



"ИСТОКИ" - журнал писателя Сергея ПРОХОРОВА,

члена Международной Федерации русскоязычных писателей

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz